Беда на маршруте

13 апреля 2020

Как автобусные перевозки переживают пандемию коронавируса

Беда на маршруте

Ситуация в транспортной индустрии сложилась критическая, если не сказать катастрофическая. Почти полностью остановилось все – в небе, на земле и на воде. Но если проблемы авиаторов еще как-то освещаются и потихоньку решаются, автомобильные грузоперевозки еще хоть в какой-то степени да осуществляются, поскольку даже в разгар эпидемии людям нужно своевременно доставлять еду, товары первой необходимости, медикаменты и т. д., то про автобусные перевозки, такое ощущение, совсем забыли. А между тем именно автобусный сектор в условиях карантина и тотальной самоизоляции пострадал больше всего.

В виду традиционного отсутствия российских цифр, обратимся сразу к зарубежным. Петер Пэнтусо, президент и СЕО Американской автобусной ассоциации (Peter Pantuso, President & CEO American Bus Association) приводит такие данные.

На данный момент в США полностью остановлено пригородное автобусное сообщение, междугороднее – на 85% (с минимальным количеством пассажиров), чартерное/туристическое – на 95%. И это вполне закономерно – все основные туристические направления закрыты, нью-йоркские театры не работают минимум до начала июня, в крупнейших мегаполисах введен режим сходный с нашей самоизоляцией.

Индустрия автобусных перевозок в США насчитывает:

  • 3000 компаний, главным образом в сегменте малого и среднего, (преимущественно – небольшие семейные) бизнеса;
  • 36000 ед. междугородних/туристических автобусов;
  • 100000 чел. сотрудников 

В 2018 г.:

  • Количество выполненных поездок – порядка 600 млн
  • Годовой доход отрасли – 15 млрд долл.
  • Оборот – 101.6 млрд долл.
  • Общий вклад в экономику, включая туризм и путешествия – 236.9 млрд долл.
  • В целом от отрасли так или иначе зависит почти 2 млн человек, работающих в производственном секторе, сфере ТО и ремонта, туристическом бизнесе.
  • 40 пассажиров туристического автобуса, оставляют за ночь пребывания в среднем до 15 тыс. долл. (и более) в бюджете региона/населенного пункта.

Однодневные поездки приносят от 3 тыс. до 7 тыс. долл. с одного автобуса.

В итоге суммарные потери отрасли в случае если даже через 3 месяца она вернется к операционному уровню начала года (до вирусного кризиса) составят 8 млрд долл., рабочие места потеряет почти 23 тыс. человек. В связи с этим Американская автобусная ассоциация и Объединенная автобусная ассоциация обратились к Конгрессу США с призывом незамедлительных контр кризисных действий. По мнению представителей этих ассоциаций отрасли должны быть в самые сжатые сроки предоставлены 10 млрд долл. грантами и 5 млрд долл. беспроцентными кредитами. В противном случае на дороги не сможет вернуться так много автобусов, что автобусное сообщение на всех уровнях буквально парализует.

И это, обратите внимание, в дополнение к и без того довольно солидной государственной поддержке коммерческих структур, выразившейся в трех пакетных актах Конгресса, третий из которых, небезызвестный CARE предполагает общую сумму финансирования в 2 трлн долл. Из которых 50 млрд получат авиаперевозчики и 1 млрд – железнодорожники.

Беда на маршруте

В Мексике автобусные перевозки в туристическом секторе сократились на 95%; общий пассажиропоток упал на 80%, в регулярном сообщении – на 60%.

Для обеспечения противоэпидемиологических мер проводится санитарная обработка подвижного состава, все автобусы укомплектованы санитайзерами с антибактериальным гелем и бесконтактными термометрами, все пассажиры перед рейсом проходят медицинскую инспекцию. Обязательно использование в поездке защитных масок.

По словам Anna Grönlund, Deputy Managing Director, The Swedish Bus & Coach Federation, пандемия Covid 19 оказала огромное влияние на отрасль автобусных перевозок всех стран Евросоюза, где эта отрасль, так же как и в США в основном формируется за счет предприятий малого и среднего бизнеса. Так даже в Швеции, где жесткие карантинные меры не введены, эпидемия привела к снижению: на 100% в туристическом секторе, на 95% в сегменте дальнемагистральных междугородних автобусных перевозок, на 50% в регулярном автобусном сообщении. В этой непростой ситуации автобусный сектор активно борется за выживание. Но, к сожалению, несколько компаний уже объявили о банкротстве.

И это в Швеции, которая, повторимся, пока избегает жестких карантинных мер и не закрыта. Единственное, что на данный момент сделало правительство страны – объявило о запрете проведения мероприятий с более чем 50 участниками. При этом гражданам по-прежнему разрешается пользоваться общественным транспортом, ходить в рестораны и офисы.

Тут надо отметить, что в Швеции основными поставщиками услуг и инфраструктуры общественного транспорта, за исключением национальных автомобильных и железнодорожных сетей являются муниципалитеты и регионы. С 2012 году данный рынок полностью выведен из под государственного регулирования, но большинство предоставляемых услуг по-прежнему субсидируются налоговыми льготами примерно на 50%.

По данным Бразильской автобусной ассоциации отрасль автобусных перевозок насчитывает:

  • 2040 операторов
  • 70000 автобусов
  • 350000 сотрудников
  • 85000 водителей
  • Годовой пассажиропоток – 1.5 млрд
  • Автобусным транспортом обеспечивается 85% междугородних перевозок.

Операционная деятельность в отрасли полностью прекращена в течение последних 30 дней, и будет закрыта, по меньшей мере, еще 30 дней.

В целом в ЕС чартерные автобусные перевозки снизились на 100%, коммерческие междугородние – на 95%, пригородные и городские – более чем на 50%. Причем в некоторых странах пригородное и городское сообщение сократилось на 100% из-за ограничений, установленных для граждан, находящихся за пределами своих домов. Так же в большинстве стран полностью прекратились перевозки школьников, а значит: нет услуг – нет дохода. Но в Швеции школы все еще открыты, поэтому здесь компании по-прежнему предоставляют данный транспортный сервис.

Самое критичное в текущей ситуации то, что влияние эпидемии связано не только со снижением доходов и дополнительными затратами, необходимыми для реализации мер по социальному дистанцированию в транспортных средствах и обеспечивающей инфраструктуре, но также может иметь серьезные последствия для занятости в секторе пассажирских перевозок.

Что же предпринимают в ответ на вполне осязаемую угрозу государства ЕС? Вот некоторые примеры.

Норвегия

  • Операторам общественного транспорта правительство компенсирует потерю дохода от билетов (4 недели)
  • Предусмотрена финансовая помощь со стороны правительства компаниям с зарегистрированным падением ежемесячного оборота на 30% и более (поддержка охватывает все отрасли).
  • Обсуждается введение государственной поддержки коммерческих магистральных маршрутов и трансферных рейсов до/от аэропортов.

Дания

  • Финансовая поддержка компаний, которые потеряли более 40% своего бизнеса по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
  • Договор с профсоюзами об отправке части водителей в неоплачиваемый работодателем отпуск.
  • Договор с непосредственными заказчиками: регионами и муниципалитетами, а так же Датским транспортным управлением (правительственное учреждение, отвечающее за регулирование, планирование и безопасность в секторе общественного транспорта) о сохранении оплаты услуг операторов, как при обычных обстоятельствах, за вычетом сэкономленных переменных расходов и помощи, полученной от государства.

Оказывая финансовую поддержку отрасли автобусных перевозок, государственные органы власти предельно четко понимают, что выживание транспортных предприятий малого и среднего бизнеса имеет решающее значение для ее сохранения и дальнейшего развития.

При этом делая выводы из сложившейся ситуации, все очевиднее необходимость глубокой реформации отрасли. В частности уже сейчас ставится задача об обязательном наличии соответствующего санитарного оборудования и средств у транспортных операторов для защиты здоровья и безопасности их сотрудников, а также пассажиров.

Но большинство вопросов пока не имеет ответов. Выживет ли частный бизнес? Произойдет ли консолидация? Понятно, что сокращение количества компаний неизбежно повлияет на рынок: меньше игроков – меньше выгод для потребителей. Не понятно и как изменится отношение людей к путешествиям. Будут ли они с нетерпением их ждать или будут бояться путешествовать и уезжать в отпуск или на выходные?

Более того. Продолжат ли люди отдавать предпочтение общественному транспорту – тенденция, в последние годы совершенно отчетливо наметившаяся в европейском обществе – или предпочтут вернуться к личным автомобилям? И смогут ли правительства и регионы продолжать расширять сети автобусного сообщения, привлекая тем самым все больше и больше пассажиров, если мировая экономика вступит в затянувшуюся рецессию?

Впрочем, все это вопросы на перспективу. Сейчас же необходимо принимать оперативные меры. По мнению Anna Grönlund они должны быть таковыми. Во-первых, прямая адресная поддержка, особенно для компаний малого и среднего бизнеса – автобусный сектор пока ее практически не получает. Поэтому срочно требуется выделение специальных фондов. Во-вторых, косвенная поддержка, особенно связанная с отсрочкой выплат по овердрафту, банковским авансам, кредитам и лизинговым операциям должна быть оказана без промедления. В-третьих, заключение соглашений с Транспортными управлениями/агентствами и правительствами на национальном уровне всеми компаниями, которые осуществляют пригородные и городские автобусные перевозки о, по крайней мере, покрытии постоянных расходов. В-четвертых, внедрение дополнительных схем государственной поддержки водителей и других сотрудников транспортного сектора, в зависимости от модели, принятой в каждой стране. И в-пятых, временное изменение законодательств. Например, регламенты о правах пассажиров и обучении водителей должны быть гибкими, поскольку это чрезвычайные обстоятельства и ситуация находится вне контроля компаний – это форс-мажорные обстоятельства.

Чтобы ограничить социальные, экономические и финансовые последствия, правительства должны в срочном порядке принять исключительные меры для выживания сектора. Лица, принимающие решения, должны обеспечить базовую непрерывность пассажирских транспортных услуг, поскольку они необходимы для общества и экономики.

Эти меры, включая финансовую поддержку, необходимо очень быстро имплементировать в коммерческий сектор, чтобы компании могли опять же обеспечить непрерывность услуг во время кризиса и быстро возобновить свою деятельность после того, как эпидемия COVID-19 окажется под контролем. Таким образом, от отрасли требуется заявить во весь голос, что городской и междугородний транспорт и туристические перевозки имеют жизненно важное значение для экономики, и любые меры поддержки будут полезны не только для отрасли, но и для всего общества в целом.

А что в это время происходит в России? В России слышна только тишина…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *