Горячие новости

О перспективах параллельного импорта

18 июля 2022

О перспективах параллельного импорта

Михаил Мартынов, директор по развитию сети «Кореана», о перспективах параллельного импорта, развитии на российском рынке private labels и ситуации с поставками запчастей.

Ваша компания на протяжении многих лет является одним из лидеров рынка дистрибьюции автозапчастей для корейских автомобилей, особенно в северо-западном регионе. Насколько важным клиентом для вас являются независимые СТО?

– Безусловно, независимые СТО всегда были и будут для нас важным клиентом в сегменте B2B, поскольку это один из самых широких каналов сбыта запчастей. И, в целом, доля СТО, как клиентов, все больше и больше расширяется в структуре наших продаж.

Почему это происходит? Рынок меняется, и уже много лет формируется тренд на техобслуживание и продажу запасных частей в одном месте. Сегодня предоставление комплексной услуги – тенденция не только автомобильного рынка.

Клиенты становятся все более требовательными к качеству услуг, к оказываемому сервису и экономии своего личного времени. Для многих сервис при предоставлении услуги становится важнее цены. Развитие отношений с клиентами идет именно в эту сторону. Рынок независимых СТО развивается, и мы активно сотрудничаем с его представителями.

О перспективах параллельного импорта

Известные события весны 2022 года привели к резкому изменению рынка поставки запасных частей. Насколько вы оказались готовы к тому, что произошло? Оказалось ли у компании достаточно резервов — складских, финансовых — чтобы сохранить ритмичность поставок клиентам?

– К весне 2022 года на наших складах был максимальный ассортимент востребованной продукции. Поэтому можно сказать, что мы имели определенный запас прочности. Но в это время мы использовали не только запасы, нам достаточно быстро удалось не только сохранить ритмичность поставок, но и нарастить их. Это помогло, в том числе удовлетворить резко возросший в несколько раз спрос в марте. Конечно, по небольшому числу позиций, к примеру, маслам и техническим жидкостям, мы испытали небольшой дефицит, но в конечном итоге смогли обеспечить поставки по всем сегментам.

Отдельно хочу отметить, что в начале 2021 года в компании был запущен процесс реструктуризации, направленный на улучшение бизнес-процессов в целом и в отделе закупок в частности. Изменения позволили нам пережить весну этого года практически без снижения остатков.

Как складывается ситуация с поставками сейчас? Насколько ваши возможности обеспечить поставки покрывают потребности рынка?

– Конечно, ситуация с поставками сейчас не безоблачная. Есть сложности в логистике: часть отлаженных цепочек нарушена. Требуется время и дополнительные силы, чтобы постоянно контролировать и искать новые и новые каналы логистики. Но, повторюсь, что изменения, которые внедрялись в бизнес-процессы компании на протяжении последних полутора лет, позволили нам контролировать складские запасы. В частности, к началу этого года мы наладили сотрудничество с новыми поставщиками не только из Кореи, но и из других стран, в основном, конечно, это страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня, как никогда, это оказалось полезным.

Сейчас мы решаем вопросы, которые возникли в связи с разрывами поставок в марте. В тот момент закупки были поставлены на паузу, поскольку, во-первых, никто не мог предположить, что будет дальше, а, во-вторых, все помнят курсы валют в тот период. Мы, как и многие другие, приняли решение снизить закупки, чтобы разобраться в сложившейся ситуации.

Безусловно, эта пауза сказалась на нас в апреле-мае, но сейчас мы уже практически преодолели разрыв. Сегодня поставки запчастей идут стабильно и близки к выходу на прежний уровень. Нам помогает то, что страны тех компаний, с которыми мы сотрудничаем по закупке автозапчастей на постоянной основе, не имеют статуса «недружественных».

Как решаются вопросы с возвратами и обеспечением гарантии?

– Вопросы, связанные с обеспечением гарантии, отрабатываются также, как и раньше. Для нас ничего существенно не изменилось: на все, что мы привозим, действует стандартная гарантия. У нас никогда не было, и надеюсь, что не будет проблем с гарантией и в дальнейшем, вне зависимости от геополитической ситуации.

Также отмечу, что мы не являемся автомобильными дилерами и никогда не были ими, поэтому в вопросах гарантии не зависим от укомплектованности дистрибьюторских складов.

Ряд экспертов предполагает, что к осени текущего года товарные позиции заполнят private labels крупных компаний-дистрибьюторов запасных частей. Согласны ли вы с этим прогнозом?

– Не могу согласиться с мнением коллег о том, что полки в обозримом будущем будут заполнены собственными торговыми марками крупных компаний.

Без сомнения, тренд на развитие СТМ есть. Но он сформировался еще до событий февраля и марта. Практически все крупные компании уже достаточно давно имеют private labels, развивают их и продолжают расширять ассортимент. Конечно, данный тренд усилится, но не многократно.

Что произойдет к осени? Зависит от макроэкономических факторов. Точно private labels станет чуть больше, но они не заполнят и не заменят полностью текущий ассортимент запасных частей.

А уж если говорить о создании новых торговых марок с нуля, то это точно небыстрый процесс. Кто не успел приступить к разработке СТМ до известных событий, тем еще работать и работать над созданием.

Для компаний, которые уже имеют СТМ, сейчас, действительно, открываются большие возможности по усилению своих позиций. Но, опять же, повторюсь, они не смогут стать заменой всему.

О перспективах параллельного импорта

Как в этой связи вы оцениваете перспективы возвращения на рынок производителей запчастей премиум-класса, уровня NGKNTK, которые сейчас покинули Россию?

– Сейчас делать прогнозы, особенно с какой-то временной перспективой, – невозможно, потому что никто не понимает, сколько времени будут действовать санкции. Сейчас макроэкономические риски максимально высоки.

К сожалению, бизнес политизирован и испытывает давление внутри своих стран. Соответственно, возвращение брендов, не только производителей запчастей премиум-класса, будет зависеть от геополитической ситуации в мире и снижения давления на бизнес. Верить в то, что отношения между странами улучшатся в ближайшее время, неразумно. На мой взгляд, это произойдет нескоро.

Если рассматривать перспективы возвращения в принципе, то я уверен, что большинство производителей вернутся, но точно не в этом году.

Многие возлагают надежды на разрешенный Правительством параллельный импорт. Как вы оцениваете его перспективы? Готовы ли сами участвовать в этих процессах?

– Нас, как компанию, занимающуюся именно корейским направлением, тема с параллельным импортом пока не коснулась. Это связано с тем, что такие оригинальные бренды, как Hyundai и Kia, в этот список не были включены. Бренды же, которые оказались в списке, в перспективе могли бы быть нам интересны, но здесь встает вопрос в необходимости и возможности их использования.

К тому же на текущий момент параллельный импорт еще не стал полноценным рабочим инструментом, поскольку при прохождении таможенных процедур нередко возникает ряд коллизий. Например, больших вложений требует оформление сертификатов соответствия на ввозимый товар. Сейчас это под силу только крупным компаниям, поскольку необходимы многомиллионные инвестиции.

Говоря о перспективах параллельного импорта, предполагаю, что если Правительство скорректирует условия ввоза запчастей, то большое количество компаний и предпринимателей смогут воспользоваться такой возможностью. Но для этого необходимы дополнительные послабления. Например, отмена сертификатов соответствия или возможность использовать сертификаты других компаний, тех же официальных дилеров, которые ранее ввозили эти товары на территорию России и, естественно, имели необходимые документы на все группы товаров. В случае, если этот шаг будет предпринят, значительно упростится ввоз в Россию тех брендов запчастей, которые сейчас привезти в страну практически невозможно.

Одной из самых острых проблем уже сейчас — и в перспективе, — становится нехватка запчастей для дорогих моделей автомобилей, попавших под специальные санкции. Как вы ее решаете?

– Нас эта проблема коснулась косвенно.  Сеть «Кореана» ориентирована на обслуживание корейских автомобилей, которые не попали под санкции, в отличие от таких производителей, как BMW, Mercedes-Benz, Audi, Land Rover, которые остановили поставки.

Корейские автомобили, хоть и нестабильно, но продолжают поступать на российский рынок.

Отмечу, что в основном проблемы сейчас возникают с оригинальными запчастями. В этом отношении рынки Юго-Восточной Азии, предлагающие в том числе неоригинальные запчасти, открывают большие возможности. Мы активно продолжаем развивать сотрудничество с компаниями из этих стран и не видим препятствий для дальнейшей работы. Единственная сохраняющаяся проблема – логистическая, но и она решаема.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *