Горячие новости

Автопром: итоги 2019

12 апреля 2020

НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ АВТОПРОМА 2019

Автопром: итоги 2019

В декабре 2019 г. ОАО «Автосельхозмаш-холдинг» и спонсор форума ООО «Автотор Холдинг» провели в Торгово-промышленной палате РФ уже 28-ю итоговую автомобильную конференцию «АВТОПРОМ-2019» на тему: «Итоги работы автомобильной промышленности России в 2019 г. и перспектива инновационного развития отрасли на период до 2025 г.».

 

На 28-й конференции были подведены предварительные итоги работы предприятий российской автомобильной промышленности в 2019 г., проведен анализ структуры российского автомобильного рынка, а также обозначены перспективы инновационного развития отечественного автопрома в соответствии со Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 г. (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 831-р).

В рамках подведения итогов и анализа работы предприятий российского автопрома в 2019 г. выступил директор Научно-исследовательского образовательного центра компетенций в области трансфера технологий и управления знаниями Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Бычков с несколько академичным докладом: «Анализ стратегии развития автомобильной промышленности: новые вызовы и предложения по ее совершенствованию». Приведу только самые важные данные и выводы из доклада.

Автопром: итоги 2019

По данным из его доклада (см. табл. 1–5) видна ретроспектива роста производства в стране в 2000–2010-х гг. так называемых «российских иномарок» относительно роста всего отечественного автопрома, где наибольшей удачей явились правительственные постановления о промсборке, например Постановление Правительства РФ от 29.03.2005 № 166, которое гарантировало 7-летнее освобождение от таможенных пошлин на ввоз автокомпонентов для сборки автомобилей и которое подписали 29 мировых автопроизводителей, а Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» предусматривает меры по стимулированию спроса на автотранспортные средства (включая обновление парка и поддержку НИОКР и экспорта), а также локализацию производства автомобилей и компонентов. Так, результатом действия данных правительственных постановлений г-н Бычков назвал: «…остановку импорта, прежде всего подержанных иномарок, которые с успехом заменили новые иномарки уже российской сборки». Кроме того, после снижения ввозных пошлин на импортные автомобили в рамках вступления нашей страны в ВТО для компенсации утраты конкурентоспособности отечественных производителей с 2012 г. был введен утилизационный сбор, средства от которого потом использовались для cубсидирования инвестиционной активности по модернизации производственной инфраструктуры и части операционных (переменных) и постоянных затрат для обеспечения конкурентоспособности отечественных автомобилей (на содержание рабочих мест и на компенсацию части затрат производителям колесных транспортных средств на использование энергоресурсов энергоемкими предприятиями автомобильной промышленности в рамках подпрограммы «Автомобильная промышленность»).

Автопром: итоги 2019

 

Игорь Бычков:

– Отмечу следующие актуальные проблемы российского автопрома.

Во-первых, из-за ограничения внутреннего спроса и низкой доли экспорта автомобилей имеет место значительное недоиспользование производственных мощностей, что ухудшает финансовое положение предприятий.

Во-вторых, слабая динамика развития производства автокомпонентов, что сдерживает создание новых рабочих мест, уменьшает получение добавленной стоимости и ведет к недопоступлению значительных сумм в бюджет таможенных платежей.

И, в-третьих, неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам развития отрасли.

 

Автопром: итоги 2019

В качестве рекомендаций директор Центра трансферов предлагает максимальное содействие отечественным производителям в области экспорта (финансовое и административно-организационное), а для загрузки мощностей – синергию бюджетных стимулов и регулятивных инструментов с упором на газомоторную технику и меры по обновлению парка. Конкуренцию отечественного автопрома должны поднять максимальное повышение уровня локализации и достижение глобальной конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности, активизация участия в консорциумах, а также кластерообразование вокруг крупного автомобильного производства – инновационного ядра.

Поэтому на уровне Правительства РФ необходимо принять решение о стимулировании привлечения иностранных инвестиций и компетенций для локализации инженерных центров по НИОКР, на местном уровне организовать создание центров коллективного пользования исследовательским и испытательным оборудованием, сооружениями и полигонами, усилить международную интеграцию и кооперацию по проведению исследований и разработок и обеспечить опережающую подготовку научных и инженерных кадров с ориентацией на перспективные требования развития отраслей промышленности к профессиональным квалификациям (интересно, как всё это можно осуществить в условиях ужесточающихся антироссийских санкций, когда Вашингтон все жестче настаивает на изоляции нашей страны от новейших западных технологий? – Прим. авт.).

В своем докладе «Итоги работы автомобильной промышленности РФ за 2019 г. и перспектива отрасли до 2025 г.» заместитель генерального директора ОАО «АСМ-холдинг» Александр Ковригин потметил, что прогнозы на 2019 г., предполагавшие хотя бы умеренный рост производства и продаж, к сожалению, оказались чрезмерно оптимистичными. Так, реальный объем производства легковых автомобилей в 2019 г. (с учетом динамики за 10 месяцев), по прогнозу «АСМ-холдинг», не превысит 1,575 млн, что на 4,8 % меньше, чем в 2018 г. По грузовикам (включая LCV) будет минимальный рост на 0,8 % – до 157 тыс., причем в основном за счет отечественных моделей (128 тыс.) при снижении доли иномарок (29 тыс.). Сегмент автобусов (включая микроавтобусы) просядет на 5,1 % – до 45 тыс., из которых 37 тыс. придется на отечественные модели (преимущественно Группы ГАЗ, ПАЗ).

Прогноз на 2020 г. по легковым автомобилям составляет 1,7 млн – как по сбыту, так и по производству.

Кроме того, на конференции был проведен анализ выполнения программ Правительства РФ по поддержке российских автопроизводителей в 2019 г. Сообщено о реальном состоянии локализации производства автомобильных комплектующих. Ассоциация российских автодилеров (РОАД) доложила о своих достижениях и дала свой оригинальный прогноз развития автомобильной промышленности и автомобильного рынка России на 2020 г. Свой доклад по итогам первой половины 2019 г. на легковом рынке, а также по развитию рынка электромобилей в России представила PwC. Только что созданная Региональная ассоциация независимых СТО также представила свою презентацию. Отчитался по сегменту грузовых автомобилей и перспективам работы по СПИК и генеральный спонсор конференции – грузовое подразделение калининградского «АВТОТОР Холдинг».

 

Водород или электричество?

Во второй части конференции речь пошла об одной из самых перспективных областей – такой, как технологии водородных топливных элементов, FCEV и водородной энергетики в целом, в том числе и в плане конкуренции с набирающими популярность аккумуляторными электромобилями.

С соответствующими докладами на конференции выступали профессор Сергей Нефедкин от Национального исследовательского университета МЭИ и Российской компании BM Power («Сколково»), рассказавший о текущем статусе в мире и России и о перспективах развития энергоустановок на водородно-воздушных топливных элементах на автотранспорте; президент Национальной ассоциации водородной энергетики РФ и вице-президент Международной ассоциации по водородной энергетике (IAHE) Александр Раменский; с комментариями по последнему докладу также выступил канд. техн. наук Юрий Буцкий.

Так, в докладе Сергея Нефедкина были приведены впечатляющие цифры: каждый год на нашей планете сжигается 12 млрд т ископаемого топлива; потребление нефти составляет около 5 млрд т. Таким образом, ежегодные техногенные выбросы CO2 составляют около 37 млрд т, которые формирует, в том числе, планетарный миллиардный автомобильный парк, ежегодно пополняемый 100 млн новых автомобилей.

По оценкам, в мире сегодня проживает 7,7 млрд человек, а к 2040 г. народонаселение возрастет до 8,3 млрд, которым потребуется вдвое большее количество электроэнергии. Таким образом, нынешняя мировая энергогенерация, установленная мощность которой в 2017 г. составляла ~5000 ГВт (5 ТВт), а выработка – 24 255 ТВт·ч, должна будет возрасти до ~48 000 ТВт·ч. По России данные таковы: установленная мощность – 230 ГВт; генерация – 1039 ТВт·ч, а к 2040 г. она должна будет вырасти до ~2000 ТВт·ч.

Прогнозы по климату дают следующие сценарии: если будет продолжаться нынешний тренд на рост выбросов CO2 (RCP 8,5), то уже к 2080 г. (а это отнюдь не такой запредельный срок – многие нынешние 20-летние люди доживут до него) градус разогрева атмосферы составит от 3,7 до 4,8 °C, что, в свою очередь, даст как минимум катастрофическое повышение уровня Мирового океана, не говоря уже о прочих негативных и катастрофических последствиях для человечества. Однако если реализуется (и он частично всё же идет) так называемый двухградусный сценарий (RCP 2.6), то к тому же 2080 г. вполне можно будет выйти на нулевой уровень мировых выбросов CO2, а к 2100 г. (XXII в.) даже снизить выбросы на 10 % (т. е. связать часть уже существующего в атмосфере диоксида углерода).

Таким образом, человечество нуждается в возврате (именно в возврате – см. график) к энергетике на возобновляемых источниках энергии.

Новая реальность в мире – бурное развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Так, в 2018 г. мощность солнечных и ветровых электростанций всех типов превысила 1000 ГВт, что более чем в 4 раза превышает всю генерацию России. С 2015 г. вводимые мощности ВИЭ в мире превосходят традиционные. Таким образом, развитие электромобильности как экологически чистой альтернативы нынешнему углеводородному транспорту (не только автомобильному), использующему двигатель внутреннего сгорания, замкнуто именно на развитии ВИЭ.

Водородная энергетика может здесь внести свою немалую лепту, при условии развития соответствующих технологий. Так экологически чистая и экономически приемлемая выработка Н2 вполне возможна при участии оффшорных (размещенных на шельфе) ветровых энергоустановок, а также пока что малоизвестных оффшорных солнечных станций. Сегодня уже созданы достаточно компактная модульная установка электролиза воды мощностью 50 кг H2/ч и промышленная установка NEL A3880 мощностью 350 кг H2/ч, которые могут работать от такого источника оффшорной энергии.

Производство водорода в мире в 2016 г. составляло 60 млн т/год, из которых лишь 1 % производится методом электролиза воды. Прочий объем вырабатывается так: 48 % производится методом разложения (конверсии) метана, 30 % – конверсией нефти, 15% – газификацией угля и еще 3 % – при производстве хлора.

Потребляется он на 47 % при производстве аммония, 45 % – при производстве нефтепродуктов, 4 % – при производстве метанола, 2 % – в металлургии, 2 % – при производстве электроники, электроэнергии и пр. Так что в настоящее время водород не отнюдь не выступает энергоносителем ни в энергетике, ни на транспорте.

В докладе Александра Раменского было указано, что развитие водородной тематики все же сдвинулось с мертвой точки и что у российской науки имеются определенные наработки по данной тематике, включая и такую перспективную тему, как внедрение металл-воздушных электрохимических генераторов (ЭХГ), где электричество получается путем воздействия (окисления) на металл кислорода воздуха в присутствии электролита, а «перезарядка» осуществляется простой заменой порошкообразных продуктов окисления новыми металлическими пластинами (например, система «алюминий – воздух»).

Юрий Буцкий дополнил строгие доклады о водородных топливных элементах живыми примерами уходящего года. В области водородных технологий акценты явно стали смещаться с легкового транспорта на грузовой. Кому как не коммерсантам двигать прогресс в заботах о собственном бизнесе?

С 28 по 31 октября 2019 г. в Атланте состоялось шоу коммерческих автомобилей. На нем был презентован новый автопоезд Нyundai HDC 6 Neptune на водородных топливных элементах (ТЭ).

Так ли нужны эти топливные элементы? Почему нельзя эксплуатировать большой электрический грузовик на батареях? Ездит же на них легковой и легкий коммерческий транспорт.

Можно, но нецелесообразно. Для обеспечения пробега в 300 миль тяжелому грузовику потребуется около 8 т батарей. А водородная система, включая блок топливных элементов и баки для водорода, весит около 1,5 т.

Кроме того, заправка грузовика водородом сопоставима с заправкой дизельным топливом и требует гораздо меньше времени, чем зарядка батарей. А значит, грузы будут доставляться быстрее, чем на «розеточном» автомобиле.

А тут и японцы подтянулись. Toyota Motor Corp. создает электрические трансмиссии на топливных элементах для компании Kenworth. Сейчас эти два автомобильных гиганта строят десять грузовиков класса 8 (это транспортные средства с массой выше 33 000 фунтов или 14 969 кг) с нулевыми выбросами.

Автомобиль на топливных элементах, разработанный Toyota и Kenworth, был представлен на выставке Advanced Clean Transportation Expo 2019 года в Лонг-Бич.

Компания Nikola Motor Co. хорошо известна своими тремя моделями Nikola One, Nikola Two и Nikola Tre («три» по-норвежски).

Автопром: итоги 2019

Изначально в помощь батареям грузовики Nikola One планировали оснащать «удлинителем хода» – газотурбинным бортовым генератором, но потом все же остановились на ТЭ. Но для некоторых рынков возможность использования газотурбинного генератора все же оставили.

Вторая модель отличается в первую очередь кабиной. У Nikola One имеется спальный отсек, а Nikola Two оснащен лишь компактной кабиной для перевозок, но для отдыха она не годится.

В конце ноября 2018 г. компания представили третью модель водородного грузовика. Если первые две модели адресованы американскому рынку, то бескапотный Nikola Tre будет работать в Европе. По информации производителя, разгон до 60 миль/ч занимает не более 30 с, а пробег на одной заправке водородом составляет 1200 миль. Заправка же займет не больше 15 мин.

В этом году проект Nikola получил мощную поддержку. Пивоваренная компания Budweiser Anheuser-Busch заявила о желании приобрести 800 водородных грузовиков этой марки.

Например, 70–80% стоимости водорода составляет цена электричества. В Аризоне, где много альтернативных источников электроэнергии (ветряки, солнечные батареи) водород выходит дешевле бензина. Поэтому компания Nikola столь смело продвигает свои громадные водородные грузовики.

Итоговые материалы и предложения участников конференции будут обобщены и направлены в Государственную Думу и в профильные министерства для их использования при подготовке соответствующих решений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *